Поправка в программу инвестквот изменит условия конкуренции

31.07.2018

Поправка в программу инвестквот изменит условия конкуренции

В Минсельхозе обсуждают проект внесения изменений по инвестиционным квотам. Согласно одной из инициатив, предлагается предусмотреть в качестве объекта инвестиций среднетоннажное судно длиной от 55 до 70 м для Дальневосточного бассейна. Под строительство такого флота планируется выделение лимитов минтая и сельди. О возможных последствиях такого шага Fishnews рассказал заместитель директора ООО «УК НОРЕБО» по международным вопросам и связям с общественностью Сергей Сенников.

 – Сергей Александрович, какие риски вы видите в этом предложении?

- Изменение типов объектов инвестиций, под которые выделяются доли инвестквот минтая и тихоокеанской сельди, может повлечь за собой следующие риски. Во-первых, существенно меняются условия конкуренции при распределении лимитов по сравнению с ранее проводимой заявочной кампанией.

Во-вторых, лица, за которыми ранее были закреплены доли инвестиционных квот, окажутся в более благоприятных условиях, чем те, кто сейчас только планирует подавать заявление на такие лимиты. Это может указывать на дискриминационный подход при распределении инвестквот или на изменение условий в интересах ограниченного круга лиц.

В-третьих, несмотря на возможное увеличение количества типов рыбопромысловых судов, общий объем инвестиций может существенно снизиться, поскольку при измененных условиях конкуренции строительство объектов инвестиций типов «А», «Б» и «В» может быть экономически нецелесообразным. Это объясняется тем, что доля инвестиционной квоты может сильно уменьшиться по результатам аукциона на понижение. В результате инвестиции в более крупные и производительные суда (объекты инвестиций типов «А», «Б» и «В») могут быть признаны экономически невыгодными, что негативно скажется и на загруженности отечественных судостроительных предприятий.

В то же время у такого подхода есть и положительные стороны. Он стимулирует увеличение количества судов, доставляющих уловы в охлажденном виде, а это прямая поддержка береговой переработки, что отвечает региональным интересам. Кроме того, суда длиной 55 м и более (до 80 м), вероятно, можно построить и на дальневосточных верфях. А другие верфи могут предложить свободные стапельные места под проекты крупнотоннажных судов. Это важно, поскольку стапельных мест на верфях под суда длиннее 80 м сейчас очень мало.

– Есть ли вообще резон вносить новый объект инвестиций? Инвестиционных предложений по крупнотоннажным судам недостаточно?

- Конечно, менять условия распределения долей инвестиционных квот сразу после первого года распределения несправедливо. Однако все зависит от того, сколько таких траулеров-свежьевиков будет построено для Дальнего Востока. Если речь идет о 4-5 судах, то это не окажет особого влияния на распределение оставшихся долей инвестквот.

Правильней было изначально предусмотреть такой тип объекта инвестиций, причем не только для Дальнего Востока, но и для Северного рыбохозяйственного бассейна. Современные технологии по сохранению улова на борту в охлажденном виде требуют достаточно большого пространства, судно длиной 55 м и более – оптимальный для таких целей вариант.

В данном случае речь не идет о прямой конкуренции между типами объектов инвестиций, которые уже предусмотрены в законодательстве. Сейчас доли инвестиционных квот на вылов минтая и сельди выделяются под траулеры-процессоры, которые перерабатывают уловы на борту. Вводимый тип объекта инвестиций – траулер-свежьевик, который призван выполнять совершенно иную задачу: поставку охлажденного сырья на берег. Компании, которые имеют в своей структуре перерабатывающие предприятия, или тесно сотрудничают с такими предприятиями, должны быть заинтересованы в обновлении своего флота. Ведь это позволит существенно улучшить и качество сырья, и экономические показатели работы таких судов.